Образовательный Центр "Дом Бенуа" впервые вышел за пределы Петербургской аудитории и взял курс на столицу
Московским партнером стал Культурный Центр «ЗИЛ», где 26 марта прошел круглый стол «Креативные простнанства и город», предворяющий курс лекций «Креативное пространство, как бизнес проект». Этот курс – часть программы, которую "Дом Бенуа" уже больше 2х лет проводит совместно с изданием Hopes&Fears для молодых предпринимателей.
В дискуссии участвовали представители ведущих КП Москвы. Каждый спикер дал свое определение понятию «креативное пространство».
По словам Елены Мельвиль (директор Культурного центра ЗИЛ), исходить надо не из общих формулировок, а из экономики и цифр. Существует определенное количество производимой интеллектуальной собственности, являющейся важной процентной составляющей ВВП города и государства, и КП должны быть именно теми комфортно оборудованными пространствами, где производится интеллектуальный продукт. При этом у разных городских структур есть свой завпрос относительно КП – для департамента по культуре развитие КП важно с точки зрения самоокупаемости культурных проектов, для департамента науки, промышленности и предпринимательства – это новый вид малого бизнеса и частных инициатив, для департамента экономического развития КП – быстро развивающийся сектор, дающий новые экономические перспективы.
Хотя, экономический эффект, конечно, не единственный фактор, обуславливающий существование подобных проектов. Анна Манюк (экс-директор по развитию дизайн-завода "Флакон", консультант по творческому развитию территорий) считает, что КП – это кислород для города, место, которое изначально должно иметь особую архитектуру, позволяющую людям комфортно и эффективно взаимодейтсвовать, аккумулировать мудрость и опыт поколений. Необходима профессиональная продюсерская команда, закладывающая определенную стратегию, притягивающая нужные потоки и сообщества и управляющая ими. Это создает уже другой эффект – социальный.
Большинство спикеров уверены, что именно в КП формируется новая общественная прослойка, готовая к свободному творческому самовыражению как в культуре, так и в бизнесе и именно из нее может в перспективе произростать то самое гражданское общество и новая национальная культура, двигающие страну вперед.
Но, даже если продукт, создаваемый в КП, будет иметь только личную ценность для его создателя, это все равно влечет за собой отложенный экономический эффект, что естественно для проектов в культурной сфере. Однако, учитывая специфику Россикйской экономики и постоянную нестабильность, девелоперы далеко не всегда готовы к проектам, предполагающим долгострочный период планирования возврата инвестиций.
На вопрос, как же убедить девелоперов и инвесторов идти на столь рискованные, на первый взгляд, вложения ответила Анна Манюк:
«дизайн завод флакон создавался по запросу собственника сделать что-то с объектом в кризисный период. Убеждали тем, что поднимали интерес к проекту, исследовали спрос, который превратился в реальные запросы на аренду. В итоге получился достаточно успешный девелоперский проект, где за счет креативной составляющей выросла арендная ставка.
А вот, к примеру, девелоперы «Красной Розы» в Парке Культуры очень пожалели, что снесли первый Артплэй. В итоге это место просто долго стояло в виде парковки.
На самом деле, для того, чтобы правильно оценить эффект КП, следует применять новейший метод дизайн исследований, который только начинает широко использоваться на Западе. Этот метод как раз позволяет просчитать показатели эффективности долгосрочного возврата инвестиций, исходя их таких факторов, как PR, брендинг, траффик, количество выросших проектов и стартапов, озеленение территории и т.д. У нас пока к такому не готовы».
Говоря о возможных финансовых схемах окупаемости КП, помимо стандартных взаимодействий с государственными и частными фондами и краудфандинга, Мария Сарычева (менеджер тренингов для профессионалов образовательного отдела Центра "Гараж") привела примеры европейских музеев – крупнейший музей современного искусства в Швейцарии Мигрос полностью финансируется одноименной сетью супермаркетов, основавшей систему культуропроцент, когда 1% всей выручки от покупок отчисляется в музейный фонд.
Зал активно участвовал в дискуссии, рассуждая о миссии КП и о том, что ждет от КП посетитель.
В конце дисуссии обсудили предстоящий курс «Креативное пространство, как бизнес проект». По словам директора центра Киры Таймановой, эта программа будет очень полезна тем, кто всерьез задумывается о создании КП - научит необходимому граммотному подходу, поможет проанализировать рынок, затронет как творческую, так и бизнес составляющие и расскажет, как сделать проект жизнеспособным, актуальным и востребованным.