
Creative writing или литературное мастерство
Особенности и приемы писательского мастерства на примере произведений великих мастеров
Курс проходил с 14 сентября по 4 ноября 2015г.
Хочу попасть на курсЗнать основы литературного мастерства необходимо не только тому, кто стремится связать свою судьбу с художественным творчеством, но и в первую очередь тому, кто хочет научиться правильно выражать свои мысли и серьезно усовершенствовать навыки письменной речи.
Курс ставит своей целью показать слушателям ряд особенностей и приемов писательского мастерства, которые демонстрируют в своих текстах классики зарубежной и русской литературы XIX и XX века. В рамках курса будут рассмотрены произведения великих мастеров, изменивших представление читателей о таких жанрах, как сказка, новелла и роман: Оскара Уайльда, Генри Джеймса, Амброза Бирса, Шервуда Андерсона, Уильяма Фолкнера, Джерома Д. Сэлинджера, Джона Апдайка и др.
Как выбрать стиль?
Как выстроить оригинальную композицию?
Как описать предмет?
Как превратить повседневность в миф?
Как заинтриговать читателя?
Как следует писать, если тебе не пишется?
Курс поможет начинающему автору сориентироваться в арсенале приемов, научиться их заимствовать и правильно использовать.
Программа курса
Лекция 1
Открытая встреча с Андреем Аствацатуровым и Дмитрием Ореховым
Презентация курса
Лекцию ведут:
Лекция 2
Проблемы стиля
Чтение: Оскар Уайльд «Счастливый принц», «Соловей и роза».
Лекцию ведёт:
Лекция 3
Проблема стиля и композиции. Игра на границе жанров
Чтение: Оскар Уайльд «Молодой король».
Лекцию ведёт:
Лекция 4
Герой и сюжет
Чтение: Амброз Бирс «Случай на мосту через Совиный ручей», «Чикамога».
Лекцию ведёт:
Лекция 5
Выбор персонажа и выбор жанра. Нарушение коммуникации.
Чтение: А.П. Чехов «Враги», Генри Джеймс «Письма Асперна».
Лекцию ведёт:
Лекция 6
Игры с композицией
Чтение: Шервуд Андерсон, рассказы из сборника «Уайнсбург, Огайо» («Книга о гротескных людях», «Руки», «Шарики из бумаги»)
Лекцию ведёт:
Лекция 7
Как работать с читателем
Чтение: Уильям Фолкнер «Шум и ярость»
Лекцию ведёт:
Лекция 8
Как и для чего создавать литературу фрагмента? Телеграфный стиль и подтекст
Чтение: Эрнест Хемингуэй «И восходит солнце» («Фиеста»)
Лекцию ведёт:
Лекция 9
Как надо работать с читателем?
Чтение: Джером Сэлинджер «Хорошо ловится рыбка-бананка»
Лекцию ведёт:
Лекция 10
Что такое «эффект реальности»? Как описать предмет?
Чтение: Джером Сэлинджер «Лапа-растяпа», «Перед самой войной с эскимосами».
Лекцию ведёт:
Лекция 11
Как идеология становится литературой? Как следует работать с экзотикой?
Чтение: Киплинг Р. «Лиспет», «За чертой».
Лекцию ведёт:
Лекция 12
Как работать с чужим материалом? Роман и миф
Чтение: Джеймс Джойс «Улисс» (глава «Лотофаги»).
Лекцию ведёт:
Лекция 13
Как работать с чужим материалом. Проблема цитаты
Чтение: Т.С.Элиот «Бесплодная Земля» (часть I, «Похороны мертвеца»)
Лекцию ведёт:
Лекция 14
Как написать текст о том, как пишется текст?
Чтение: Т.С.Элиот Бесплодная Земля (части II и III).
Лекцию ведёт:
Лекция 15
Абсурдный герой, абсурдный язык, абсурдная композиция. Как написать текст о том, как текст не пишется?
Чтение: Курт Воннегут «Бойня номер пять или крестовый поход детей».
Лекцию ведёт:
Лекция 16
Слово, символ, миф. Как превратить повседневность в искусство и миф?
Чтение: Джон Апдайк «Кентавр»
Лекцию ведёт:
Лекция 17
Как работать с античной традицией, с основами культуры?
Чтение: Уильям Голдинг «Повелитель мух».
Лекцию ведёт:
Лекция 18
Вводная лекция
Что такое рассказ? Происхождение рассказа и его эволюция. Рассказ, новелла, сказка и миф. Героический миф и современная литература. (В. Я. Пропп и Джозеф Кэмпбелл.) Как писать, используя силу мифа.
Лекцию ведёт:
Лекция 19
Поиск идеи и темы
С чего начинать работу над рассказом. Тема рассказа и его идея. Определение Аристотеля. Формулы из сферы духовного. Какой должна быть хорошая идея.
Лекцию ведёт:
Лекция 20
Сюжет
Сюжет как способ существования фабулы. Проявление сюжета на аксиологическом уровне. Принцип A-B-C-D. Сюжет как способ спайки материала. Сюжет и развитие персонажей. Перипетии сюжета. Метод Станиславского в литературе: сквозное действие и сверхзадача.
Лекцию ведёт:
Лекция 21
Персонажи в рассказе
Что важнее — сюжет или персонаж? Принципы создания «живых» персонажей. Построение предсобытийного ряда. Три грани персонажа. Вектор персонажа. Персонажи инертные и страстные. Противоречивый характер и его особенности. Еще раз о динамике характера. Персонаж — автор рассказа.
Лекцию ведёт:
Лекция 22
Единство противоположностей
Виды персонажей и их особенности. Осевой характер как движущая сила рассказа. Все, что нужно знать о протагонисте и антагонисте. Принцип контрапункта. Закон единства противоположностей.
Лекцию ведёт:
Лекция 23
Конфликт в рассказе
Внутренний конфликт персонажа. Конфликт в эпизоде. Типы конфликта: статичный, скачкообразный, медленно развивающийся, предваряющий.
Принцип построения эпизода в рассказе. Первый эпизод и первое предложение. От завязки к кульминации. Усеченный эпизод. Принцип связки и конец эпизода в рассказе.
Лекцию ведёт:
Лекция 24
Диалог в рассказе
История диалога. Карамзин, Достоевский, Чехов, Хемингуэй. Диалог и развитие сюжета; диалог и персонаж; диалог и принцип конфликта. Переходы в диалоге. Прямой диалог и косвенный диалог. Значение реплики. Как работал над диалогом Михаил Булгаков.
Лекцию ведёт:
Лекция 25
Стиль
Определение стиля. Стиль и идея.Компоненты стиля: описание, деталь, метафора, вводка, диалог, ретроспекция, драматический пересказ, рассуждение, подтекст, ирония, самоирония, ритм, контрапункт. Мастерский стиль и его особенности.
Лекцию ведёт:
Лекция 26
Как закончить рассказ?
Конец эпизода. Кризис. Кульминация. Пропущенная кульминация. Завершающий конфликт. Три принципа развязки. Ошибки концовки. Последняя фраза в рассказе.
Лекцию ведёт:
Лекция 27
Редактирование
Что делать, когда работа закончена? Лев Толстой, Горький, Алексей Толстой, Замятин, Набоков о редактировании. Советы Пушкина. Чехов-редактор. Поиск нового слова. Сколько нужно править?
Лекцию ведёт:
Остались вопросы? Мы перезвоним
Стоимость для студентов — 23 800 руб.
Стоимость одной лекции — 800 руб.
Если вы хотите узнать о ближайших событиях или организовать своё собственное, обращайтесь к нам по телефонам:
+7 (911)-969-06-69
Запишитесь на курс
Большинство наших курсов повторяются ежегодно. Оставьте свои контактные данные и мы вас проинформируем о том, когда будут известны подробности проведения.